Консультация для родителей «Подготовка ребенка к школе»
Подготовить ребенка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности, портфель, форму, создать праздник для ребенка 1 сентября…Настоящая подготовка начинается задолго до этого праздничного дня, лучше – за год или даже за два до школы, и от этого зависят его успехи в обучении.
Не перекладывайте свои обязанности на воспитательницу или учительницу первого класса! Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, совсем не обязательно иметь педагогическое образование!
Рассмотрим подробнее, какие ошибки возникают у неподготовленных к школе детей на письме:
1) пропуски букв, даже слогов (дерево – дево, цыпленок - цыпенок);
2) перестановки букв (свет - всет);
3) замены букв (солнышко – соныско, крючок – клютёк, замок – самок, бабушка – пабушка и т.д.)
4) слитное написание слов (всаду, наземле…)
Да и почерк…Как курица лапой написала!
Всё это – не вина учительницы, а неумение родителей подготовить своего ребенка к школе. Чем же это объяснить и как помочь родителям предупредить трудности в овладении ребенком грамотой?
Трудности в овладении структурой слова заключаются в том, что ребенок до пяти-шести лет слышит и воспринимает слово как единый звуковой комплекс, которым малыш овладевает в процессе слухоречевой имитационной памяти при восприятии бытовой, ситуативной речи.
Кроме того, трудности в овладении ребенком звуковой структурой слова можно объяснить ещё и тем, что некоторые дети к 5-6 годам ещё не владеют правильным произнесением всех звуков.
Неверное произнесение соноров, шипящих, свистящих, отсутствие твердых либо мягких вариантов звуков или смешение глухих и звонких звуков: "д-т", "б-п", "з-с", "ф-в", "ж-ш", "г-к" и др., вариантов смешения и замен звуков, близких по артикуляции, встречаются очень часто.
Советы по подготовке ребенка к школе:
1. Во-первых, не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте с левой руки на правую.
2. Во-вторых, , учите ребенка схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, елку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребенка писать буквы.
3. Следующий необходимый навык -штриховка.Научите ребенка заштриховывать карандашами раскраски. Воспитание аккуратности при заштриховывании фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.
4. Для того, чтобы, чтобы ваш малыш хорошо учился в школе, он должен с первых своих дней слышать красивую, четкую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.
5. Многие авторы большую роль отводят настольным играм, лото по классификации различных предметов обихода,транспорта, животных, , вплоть до более сложных игр, тоже лото,например, по сказкам А.С. Пушкина. Во время таких игр активность повышается ребенка, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.
6. Подготовку к школе хорошо говорящего ребенка можно начинать в 4,5 - 5 лет, так как именно в этом возрасте малыш становится обучаемым, вы можете помочь ему слышать отдельные звуки. Легче всего дети выделяют гласные звуки о, а, у. Четкое попеременное артикулирование гласных является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ. Затем можно перейти к утрированному произнесению звуков М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая – мышц кончика языка. Делать это надо эпизодически, во время игр. Помните, что если у ребенка пяти лет плохое произнесение звуков, то надо срочно обратиться к логопеду! Нарушения речи бывают разные, и сроки их преодоления могут продлиться не один месяц!
7. Полезно проводить с ребенком веселую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: "Муха летает? Дом летает? Пароход плавает? Самолет плавает?" Затем с перечислением тех предметов, которые летают, плавают, относятся к группе слов, обозначающих посуду, мебель, и т.д.
8. В это же время ребенка можно обучать делению слов на слоги при помощи хлопков в ладоши. Ребенок от вас узнает, что такое "звук", "гласный звук", "согласный звук", "твердый, мягкий звук"... Он учится читать. Можно сшить или купить ему "кассу" букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие и глухие согласные звуки, и ребенок уже сможет сложить слова: папа, мама, своё имя и другие.
9. Далее родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и осмысливать окончания глаголов и существительных: «мальчик поет, сестра и брат поют» и определять, сколько слов во фразах. Ребенок уже вслушивается в вопросы: "Кто? Что делает?", слышит предлоги и обозначает их буквами при складывании легких фраз.
10. Особое внимание следует уделить умению малыша пересказать любимую сказку или рассказ, с обязательным умением употреблять имена героев фильма или сказки. Учите своё дитя культуре речи, если вдруг он принесет в дом нецензурное слово, спросите его: "Разве я произношу такие слова? Так говорят только некультурные люди. По радио, телевизору таких слов никто не говорит. Не пачкай такими словами свой язычок", либо сделайте вид, что не заметили его.
11. В пять-шесть лет малыш способен воспринимать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, овал, круг), знак равенства (как две одинаковые черточки), ему можно показать, написание цифр в пределах десяти, ребенка можно обучить элементарным словам "прибавить" , "отнять", "получится", решать легкие задачи на вычитание и сложение на знакомых предметах.
12. Ориентироваться в часах пятилетнему малышу трудновато, но он может уже знать написание некоторых цифр и следить за стрелочками. Кроме часов, хорошо, если ваше чадо будет знать названия нескольких стран и городов. Малыш должен знать самых известных героев нашей Родины, а также имена нескольких авторов, написавших для детей сказки.
13. Постепенно приучайте ребенка к порядку: свои игрушки малыш должен убирать вместе с вами, а потом – сам. Для карандашей, тетрадей, фломастеров,альбомов должно быть своё место.
14. Следите за правильной посадкой ребенка за столом. Если стол высоковат для него, можно на стул подложить книги или подушки.
15. Обязательно проверьте остроту слуха и зрения у малыша хотя бы за 1 год до его поступления в школу, т.к. от их состояния тоже зависит его успех или неудачи в школе.
16. Для развития мелких мышц руки рекомендуем следующие виды упражнений: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.
Помните,вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!
Консультация для родителей
«В детский сад - с радостью!»
Большинство родителей считают, что подготовить ребенка к школе необходимо. Но мало кто знает о том, что готовность к детскому саду не менее важна. Маленькие дети всё чаще в последнее время сложноадаптируются к детскому саду, некоторые родители считают, чуть ли не нормой еже утренний плач расставанием с мамой, частые респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в детском саду и дома.
Чтобы избежать этих трудностей,уважаемые родители, помогите своему ребенку подготовиться к детскому саду. Постарайтесь сами не волноваться и лучше всего занятьпозицию необходимости посещения ребенка детского сада и постарайтесь уже летом помочь ему, прислушайтесь к нашим советам.
Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен стать приближенным к режиму дня в детском саду. Если ваш ребенок не спит днём, то приучите его просто лежать в постели одного. Научите его каким-нибудь играм. Очень полезны пальчиковые игры.
Максимально приблизите меню вашего ребенка к меню детского сада, устраните «кусочничество» между едой. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.
Приучайте ребенка к закаливанию. Хождение босиком в помещении и по земле летом это самый простой и эффективный способ закаливания детей. Очень полезны любые водные процедуры.
Чтобы ваш ребенок при расставании с Вами не впадал в истерику, найдите свой, индивидуальный«ритуал расставания». Почётной обязанностью малыша может стать поцелуй на прощание, воздушный поцелуй... или просто помахать рукой маме.
Приучайте ребёнка выносить во двор, а в дальнейшем в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями, чтобы не прослыть жадиной, и не находиться в тревоге за свою любимую игрушку.
Если замечаете признаки переутомления у ребенка, то переключайте его внимание на спокойные игры, дайте ему поиграть с водой во время вечерних водных процедур, погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж, спойте песенку, просто поговорите.
Консультация для родителей
Детская безопасность летом. Опасные насекомые
От укусов клещей поможет защититься головной убор, всегда надевайте его ребенку, когда идете в лес или парк. Также при высокой опасности укуса клеща, желательно, надевать одежду, закрывающую ноги и руки. Применяйте специальные средства по отпугиванию насекомых, но старайтесь избегать нанесения на ребенка ядовитых спреев, лучше носите с собой салфетки репелленты, которые будут отпугивать насекомых.
Избегайте контакта с осами, пчелами, шмелями и шершнями их укусы болезненны и могут вызвать аллергическую реакцию и даже нанести ребенку психологическую травму. Держите в аптечке средство для лечения укусов насекомых.
Безопасность детей в летний период. Избегаем пищевых отравлений
Приучите ребенка мыть руки перед каждым приемом пищи или хотя бы тщательно вытирать их влажными салфетками. Не употребляйте на жаре скоропортящиеся продукты, особенно мясо, которое может превратиться в яд уже после 20 минут нахождения на солнце.
Старайтесь больше употреблять овощи, фрукты и ягоды. Мойте их тщательно, перед тем как употребить в пищу. Старайтесь не приобретать фрукты, которым еще по сезону не должны продаваться. Как правило, это продукты, выращенные с большим добавлением химических веществ, стимулирующих рост, они очень опасны для здоровья и могут вызвать сильное отравление. В аптечке всегда держите средства лечения отравлений
Лето. Безопасность детей. Следите за своим ребенком
Дети, гуляющие вдали от вас или самостоятельно, подвержены риску потеряться или быть украденными. Объясните технику безопасности, когда они одни — правила поведения с незнакомцами. Если вы находитесь в лесу не отпускайте детей далеко от себя, они могут заиграться и заблудиться. Находясь в толпе всегда держите чадо возле себя, не оставляйте маленьких детей под присмотром чужих людей, даже если это «милая тётя». Злоумышленники вполне могут использовать такой образ для похищения.
Техника безопасности детей летом. Основные правила поведения
Основные правила безопасности летом, которые должен усвоить ребенок:
· Всегда плавай в специально предназначенных для этого местах, на оборудованных и безопасных пляжах;
· Не заплывай за буйки, не подплывай близко к судам, чтобы тебя не засосало под работающий винт;
· Не плавай при больших волнах, сильном течении или водоворотах;
· Не ныряй в местах с неизвестным дном;
· Не играй на воде в опасные игры, не «топи» друзей и не ныряй глубоко;
· Матрасы и спасательные круги не предназначены для того, чтобы заплывать далеко, плавай на них недалеко от берега;
· Если светит солнце, то носи летом головной убор;
· Не находись долго на солнце, если ты чувствуешь. Что кожа начинает печь и краснеть, немедленно уйди в тень или оденься;
· Старайся не быть под прямым солнцем днем, а только утром и ближе к вечеру;
· Не бери с собой в жаркое место и не ешь продукты, которые быстро испортятся: мясо, колбаса, рыба, молочные продукты;
· Пей много воды летом, но старайся не пить сладкую воду, от неё еще больше хочется пить;
· Всегда ешь вымытые продукты и мой перед едой руки;
· Если рядом насекомые,то не делай резких движений. Если ты кушаешь, то будь осторожен, чтобы насекомое не попало в рот и не ужалило;
· Не подходи близко к собакам, особенно если у собаки щенки и собака кушает;
· Не общайся с незнакомцами (ни с мужчинами, ни с женщинами), ничего не бери у них и не веди к себе домой, не называй свой адрес, фамилию, телефон. Взрослый должен просить помощи у взрослого, и не должен обращаться к ребенку!
· Если тебя кто-то схватил и тащит, то зови на помощь и кричи, что это не твои родители, обращай на себя внимание прохожих. Если тебя преследуют, то иди в сторону родителей или просто людные места (нельзя забиваться в тупики или заходить в темные подъезды), проси помощи у полицейского (милиционера), охранника, продавца или просто взрослых людей.
Правила безопасности для детей летом —
Когда ребенок любитель активных видов спорта
Лето – это пора активных игр. Детские царапины, полученные в результате неаккуратной езды на велосипеде, это самое безобидное, что может случиться с маленьким непоседой. Летние забавы могут стать причиной серьезных травм.
В целях их избежание, проведите предварительную проверку всего детского спортивного снаряжения. Не выросло ли чадо из любимого велосипеда и роликов? Потратьтесь на хороший шлем, налокотники и наколенники.
Приобретайте качественные спортивные товары соответствующие возрасту вашего ребенка.
Опасные водные забавы. Правила безопасности на водоемах
- Для купания выбирайте предназначенные для этого места. Отдавайте предпочтение людным пляжам. Незнакомые места могут таить в себе сюрпризы в виде глубоких ям, воронок и различного мусора.
· Обращайте внимание на цвет, запах и прозрачность воды
· Следите за каждым действием ребенка в воде. Сопровождайте его во время купания.
· Избегайте переохлаждения организма. Для этого увеличивайте время нахождения в воде постепенно, начиная с 5 минут. Совсем маленькие дети должны находиться в воде не более 15 минут, подростки – не более получаса.
· Не разрешайте детям заходить в воду ранее 40-45 минут после еды.
· Нырять в незнакомых местах категорически запрещено. Дно водоема может быть полно острых и других опасных предметов
· Вблизи пляжной зоны должны отсутствовать водозаборные станции, платины, причалы, пристани и другие гидротехнические сооружения.
· Следите за тем, чтобы дети не хватали друг друга за ноги или руки. В результате таких игр ребенок может наглотаться воды.
Правила безопасности на водоемах включают в себя меры предварительной подготовки.
Перестрахуйтесь перед походом на пляж. Обзаведитесь красивым надувным кругом, жилетом или нарукавниками. А вот от покупки надувного матраца для плавания на реке лучше отказаться. Быстрое течение реки может быстро унести маленького пловца. К тому же, острые камни и концы торчащих веток могут порвать матрац.
Обязательно приобретите своему чаду специальные тапочки для купания, особенно если у Вас запланирован поход на речку с каменистым дном.
И друг, и враг. Спасаем ребенка от солнечного удара
Бесспорно, солнце — главный источник витамина D, и лето это прекрасная возможность восполнить его запасы в детском организме. Однако тепловой удар и обезвоживание во время жары способны принести достаточно вреда хрупкому организму ребенка.
Пик солнечной активности приходится на временной промежуток с 10 до 16 часов. В это время ребенок должен как можно меньше находиться под прямыми солнечными лучами.
Чтобы предотвратить тепловой удар у ребенка, перед каждым выходом на улицу одевайте ему головной убор. Используйте дополнительные средства защиты в виде кремов с высокой степенью защиты (SPF 20, SPF 30). Их следует наносить за 20 минут до выхода.
Если же тепловой удар у ребенка все-таки случился, незамедлительно перенесите его в прохладное место, протрите лицо и открытые части тела влажным полотенцем, отпаивайте его небольшим количеством воды. Для жидкости в организме отлично подходит регидрон. При ухудшении состояния ребенка вызывайте скорую помощь.
Избегайте обезвоживания. Давайте ребенку как можно больше простой воды во время его пребывания на солнце.
Солнечные ожоги – еще одна опасность для ребенка летом. Пусть в вашей аптечке всегда будет лежать средство от ожога.
Как только кожа ребенка начинает краснеть, отведите его в тень
Для защиты глаз от ультрафиолетовых лучей и яркого света используйте исключительно качественную стеклянную оптику.
Помните об опасности исходящей от различных насекомых, особенно таких как клещи, комары, осы, опасные виды пауков и пчелы. Проведите с ребенком беседу о том, как веси себя с незнакомыми людьми, как вести себя на детской площадке, каких опасных мест необходимо избегать.
Соблюдая данные правила безопасности для детей летом, вы сможете сделать их отдых максимально безопасным.
На воде:
Рассчитывайте свои силы, удаляясь по воде от берега, помните, что такое расстояние придётся преодолеть, возвращаясь.
При судороге икроножной мышцы нужно, обхватив стопу ноги, резко и сильно притянуть ее к себе. При судороге мышцы бедра следует действовать так: обхватить обеими руками ногу ниже колена и, согнув ее, подтянуть назад, к спине. А если у вас в плавках окажется булавка, поколоть иглой то место, которое свела судорога.
Не подплывайте близко к судам, катерам, шлюпкам — можете пораниться о винт или весла. В последнее время опасность представляют быстроходные водные мотоциклы, нередко резвящиеся в районе купания.
При несчастном случае на воде. Тонущему следует быстро бросить спасательный круг, веревку или подать весло, длинную палку.
При спасении пострадавшего, прежде всего, нужно успокоить. Подплывать к утопающему следует сзади, чтобы избежать захвата с его стороны. Если это все же произошло, освободиться от него можно, погрузившись вместе с ним в воду.
Тонущий, пытаясь удержаться на поверхности, отпустит спасателя.
Вытащив пострадавшего из воды, нужно уложить его на жесткую сухую поверхность, раздеть, растереть сухим полотенцем, дать горячего питья — чая, кофе, можно 1-2 ложки водки и тепло укутать. Если он без сознания, дать вдохнуть нашатырный спирт.
При отсутствии дыхания и остановке сердца нужно как можно быстрее удалить воду из дыхательных путей, затем начать делать искусственное дыхание и массаж сердца. Вызвать врача.
Воздержитесь от купания при большом волнении моря и будьте осторожны при купании и, особенно нырянии в незнакомых и не оборудованных местах.
Всегда помните о том, что большинство трагедий на море разыгрываются с людьми в нетрезвом состоянии (как это и не банально) прежде всего, из-за неспособности подвыпивших граждан трезво оценить степень возможной опасности.
Консультация для родителей.
ОТРАВЛЕНИЯ.
Проблема острых отравлений у детей - одна из наиболее актуальных. Смертность от отравлений в ряде стран за последние годы увеличилась в 2 раза. Среди всех несчастных случаев острые отравления у детей занимают 4-е место после уличных травм, ожогов и утоплений. Особенно часто встречаются отравления в возрасте от 1 до 3 лет.
В отличие от взрослых отравления у детей протекают тяжелее потому что:
1) все системы органов еще незрелые;
2) низка устойчивость организма к яду;
3) более быстрое проникновение яда в организм;
4) склонность детского организма к токсикозу и эксикозу (быстрое обезвоживание организма).
Среди причин отравлений у детей остаются отравления лекарственными препаратами, частые отравления ядохимикатами, препаратами бытовой химии, угарным газом, грибами, ядовитыми растениями, укусы пчел.
Все мероприятия по оказанию неотложной помощи при отравлениях должны быть направлены на:
- удаление яда из организма;
- нейтрализацию яда в организме;
- повышение защитных сил организма.
При подозрении на отравление у ребенка в первую очередь следует вызвать скорую помощь.
При отравлениях, связанных с употреблением недоброкачественной пищи, ядовитых веществ внутрь, у детей старше 7 лет нужно вызвать рвоту. Перед этим дать ребенку 1 стакан теплой воды с 2-3 ч. л. соли. При этом произойдет спазм пилорического сфинктера (эта мышца обеспечивает поступление пищи из желудка в тонкий кишечник) и этим задержится поступление яда в кишечник. Повторить 3-4 раза дачу подсоленой воды и вызов рвоты, в последнюю порцию ввести активированный уголь.
Спонтанная (самопроизвольная) или вызванная рвота не исключает промывания желудка. Промывание желудка делают в лечебном учереждении в присутствии врача.
При отравлении кислотами или щелочами ребенку нужно дать выпить растительное масло:
до 3 лет – 1 ч. л.;
до 7 лет – 1 дес. л.;
больше 7 лет - 1 ст. л.;
Новорожденным - чай средней крепости или воду.
При отравлении через кожу - снять загрязненную одежду, промыть кожу мыльным раствором.
Во время рвоты голова должна быть опущена, во избежание поперхивания рвотными массами. В случае невозможности придать ребенку сидячее положение при рвоте, следует повернуть лежащего ребенка на бок и подложить под щеку полотенце.
Отравления у детей.
Отравления наиболее часто встречаются у детей в возрасте 2-5 лет и могут наступить не только в результате проглатывания ядовитых веществ, но и при проникновении их через кожу и дыхательные пути. Отравления могут наблюдаться у детей первых месяцев жизни при грудном вскармливании, если мать принимала лекарственные препараты.
Процесс отравления делится на 4 периода: скрытый, или латентный (время от поступления в организм отравляющего вещества до появления первых признаков отравления), период резорбтивного действия (время от появления первых признаков отравления до развития выраженной картины его), период максимального резорбтивного действия (на первый план выступают симптомы глубокой дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточности, отек мозга, судороги), период восстановления.
Общие мероприятия при оказании неотложной помощи.
Неотложная помощь при отравлениях у детей должна оказываться как можно раньше. Лечебные мероприятия зависят от того, каким путем попало отравляющее вещество в организм. Наиболее частый путь - через рот, поэтому наряду с созданием общей благоприятной обстановки (покой, достаточный доступ свежего воздуха, присутствие близких и др.) ребенку необходимо промыть желудок или искусственно вызвать рвоту (при проглатывании сильных кислот или щелочей запрещается применение рвотных средств и вызывание рвоты из-за опасности аспирации). Чаще всего в качестве легких рвотных средств можно использовать теплый раствор поваренной соли (2 полные столовые ложки на 1 стакан воды), легкий мыльный раствор (1/4 стакана), раствор горчицы (1 чайная ложка сухой горчицы на 1 стакан теплой воды). Кроме того, рвоту можно вызвать надавливанием пальцем или другим предметом на мягкое небо. Лекарственные рвотные средства в детской практике имеют ограниченное применение.
При промывании желудка у детей необходимо принять меры к предупреждению попадания жидкости в дыхательные пути. В качестве средств, применяемых для промывания желудка у детей, используются: кипяченая слегка подсоленная вода (не более 1%) или 1% раствор гидрокарбоната натрия, подогретые до 35-36°С, раствор перманганата калия (1:1000). Промывание должно производиться не позже чем через 12 и после попадания отравляющего вещества в желудок. Количество промываний жидкости, применяемое у детей различных возрастов, следующее: до 3 мес. - 500 мл, до 1 года - 1 л, до 5лет - 3-5 л, до 10 лет - 6-8 л и старше - 8-10 л. До и после промывания желудка необходимо ввести в него взвесь активированного угля (1-2 столовые ложки на 1 стакан воды) и оставить его там на 5-10 мин, а затем вывести. Промывание желудка противопоказано при отравлении стрихнином(возможны судороги!). Целесообразно промывание желудка повторить через2-3 и с последующим введением солевого слабительного (сульфат магния, сульфат натрия из расчета 15-20 г на 100 мл воды) или вазелиновое масло (но не растительное!) из расчета 2-3 мл/кг в случаях попадания жирорастворимых ядов (бензин, керосин, трихлоэтилен). В дальнейшем переходят на очистительные клизмы.
Водную нагрузку (подщелочення вода, слабозаваренный чай) увеличивают до 1-2 л или переходят на внутривенное введение больших количеств изотонического раствора хлорида натрия.
Госпитализация во всех случаях в палаты интенсивной терапии или отделение реанимации.
При неправильном хранении, перевозке и обpaботкe продуктов питания в них могут попасть болезнетворные микробы или вредные вещества. Такие продукты, даже иногда не имеющие видимых признаков порчи, могут вызвать тяжелые заболевания, которые объединяются в группу пищевых отравлений.
Первые признаки отравления появляются довольно быстро, по прошествии нескольких часов, реже - нескольких дней.
Пищевые отравления бактериального происхождения вызываются как самими болезнетворными микроорганизмами, так и вредными продуктами их жизнедеятельности - токсинами.
В большинстве случаев пищевые бактериальные отравления связаны с употреблением в пищу недоброкачественных продуктов животного происхождения: мяса, рыбы, молока, консервов и т. д.
1) отравления, вызванные микробами из группы сальмонелл. Микробы этой группы чаще всего обитают в мясе и мясных продуктах, полученных от больных животных, а также поражают гусиные и утиные яйца, поэтому использование этих яиц для питания детей запрещается;
2) отравления, вызванные условно патогенными бактериями, главным образом кишечной палочкой и протеем. Заражение продуктов питания этими бактериями происходит только там, где плохо соблюдаются санитарно-гигиенические правила содержания пищеблока, правила личной гигиены, обработка и хранение продуктов питания;
3) ботулизм, вызываемый особым микроорганизмом — подвижной палочкой (бациллой), живущей в анаэробных условиях. Палочка ботулизма находится в почве, откуда попадает в воду, на свежие овощи и фрукты, в пищевые продукты, а с ними в кишечник человека, животных и рыб, где и размножается.
При нарушении санитарных правил микробы ботулизма могут попасть в продукты питания и вызвать отравление. Микроб ботулизма выделяет очень сильный яд, действующий в основном на центральную нервную систему. Этим ботулизм отличается от других отравлений. Основные признаки ботулизма: расстройство дыхания из-за паралича дыхательных мышц, понижение температуры тела до 35°С, появление сухости во рту, потеря голоса, затруднение глотания, расширение зрачков, двоение в глазах и т. д. Больные чувствуют общую слабость, иногда появляются тошнота и рвота, боли в животе.
Первые признаки отравления наступают в течение первых суток после приема зараженной пищи. Помощь при ботулизме должна оказываться немедленно и проводиться энергично, иначе больные могут погибнуть;
4) стафилококковые отравления. Источником заражения продуктов питания стафилококками являются люди, болеющие ангинами, гнойничковыми заболеваниями кожи. Стафилококки хорошо развиваются в молоке и молочных продуктах, мясе, рыбе. Первые признаки отравления — общая слабость, боли в животе, тошнота, рвота. Признаки заболевания появляются через несколько часов после принятия пищи. Эти симптомы характерны и для отравлений саль монеллами и кишечной палочкой.
1) отравление солями тяжелых металлов. Отравление свинцом носит хронический характер и у детей дошкольного возраста почти не встречается. Отравления цинком встречаются несколько чаще других и возникают при хранении в оцинкованной посуде кислых продуктов и напитков, например кваса, молока, компота и т. д. Признаки отравления появляются быстро, через 20-30 мин после принятия отравленного продукта. Основные признаки - кратковременная рвота, легкое головокружение, слабость;
2) отравления ядохимикатами могут возникнуть при обработке помещений пищеблока или сельхозпродуктов (чаще овощей и фруктов) ДДТ, гексахлораном и др. Основными предупредительными мероприятиями являются строгое соблюдение правил по применению ядохимикатов, проверка и обработка продуктов питания перед употреблением;
3) отравления грибами встречаются относительно часто. Некоторые съедобные грибы, являясь ценными питательными продуктами, в результате неправильной их заготовки или неправильного хранения могут послужить причиной пищевого отравления. Тяжелые отравления наблюдаются при употреблении в пищу несъедобных грибов. Поэтому при сборе и заготовке грибов, особенно с участием самих детей, необходим строгий контроль со стороны взрослых, хорошо знающих грибы. Грибы в детском питании должны занимать второстепенное место;
4) отравления ядовитыми растениями и ягодами чаще всего наблюдаются у детей в летнее или осеннее время. Отравления возникают при неумении отличить ядовитые растения и ягоды от неядовитых (съедобных). Чаще других встречаются отравления семенами белены, плодами крушины, корневищем веха (дикая морковь), листьями болиголова и др.
Основные предупредительные мероприятия сводятся к ознакомлению всех детей с ядовитыми растениями, строжайшему запрещению употребления в пищу всех неизвестных детям ягод, плодов, семян, корневищ и т. д.
Пищевые продукты, качество которых вызывает сомнение, должны быть направлены в специальные лаборатории на анализ. Заболевших детей изолируют и оказывают им первую помощь.
Первая помощь при пищевых отравлениях заключается в принятии срочных мер по освобождению пищеварительного тракта (желудка и кишечника) от попавших в него вредных продуктов. Нужно немедленно вызвать рвоту. Для этого больному дают выпить несколько стаканов (3-5) теплой воды или 2%-ного раствора углекислой соды. Больного надо уложить в постель, тепло укрыть, напоить горячим крепким чаем. Дальнейшее лечение назначается врачом. При необходимости больные госпитализируются. Профилактика отравления заключается в строгом и постоянном соблюдении санитарно-гигиенического режима в пищеблоке, в строгом соблюдении персоналом и детьми правил личной и общественной гигиены и хорошо поставленной в дошкольном учреждении санитарно-просветительной работе.
Очки При косоглазии врачи обычно прописывают ребенку очки. «Зачем ему очки? – удивляются многие родители. – Он вроде и так видит нормально!» Задача очков – снять с глаз напряжение, перевести их в нормальное состояние. Так, если у ребенка избыточная дальнозоркость, то очками она компенсируется, и глазам не приходится перенапрягаться. Это хорошая основа для правильного формирования зрительных осей, то есть для лечения косоглазия. Так же очками корректируются астигматизм, близорукость. Если у ребенка нет бинокулярного зрения, то очки рекомендуется носить постоянно.
Окклюдоры Это средство применяется в офтальмологии уже очень давно – более 200 лет – и считается очень эффективным. Окклюдор предназначен для того, чтобы закрывать один глаз, а другой глаз при этом остается открытым. Окклюдор может быть в виде пластыря, который приклеивается на кожу, или в виде пластикового кружка, который прикрепляется сверху очков. Окклюдором закрывают тот глаз, который видит лучше, чтобы тренировать более слабый глаз. Для эффективности лечения желательно использовать окклюдор не менее 4 часов ежедневно, причем в это время нужно давать глазам активную работу – читать, рисовать, смотреть телевизор, заниматься игрушками с мелкими деталями.
Особенности образа жизни детей с косоглазием
Нагрузка на глаза для детей с косоглазием не должна быть избыточной. Старайтесь ограничить просмотр телевизора до 20–30 минут в день для детей до 5 лет и до 30–40 минут для детей до 8 лет. Не торопитесь знакомить ребенка с компьютером и ограничивайте его занятия на нем до получаса в день.
Нет смысла водить ребенка с косоглазием на фильмы в формате 3D. При просмотре таких фильмов картинки, которые получают правый и левый глаз, соединяются воедино, за счет этого появляется объемное изображение. Ребенок с косоглазием может попросту не увидеть этой картинки, так как у него может быть монокулярное зрение или идти удвоение картинки. Кроме того, яркость таких фильмов обычно снижена в 7 раз, за счет этого возрастает напряжение глаз при просмотре такого фильма, что для детей с косоглазием не полезно.
Ребенку с косоглазием полезно заниматься такими видами спорта, как настольный теннис и бадминтон, ведь в процессе занятий глаза будут тренироваться. А борьба, где есть риск получить удар по голове или по глазу, силовые виды спорта с большой нагрузкой ребенку, у которого есть проблемы со зрением, не подойдут.